Два корабля


Петербургская пьеса
2007 - 2018 гг.

Леше Паньшину

1.

Солнце садится в залив.

2.

Какой-то город.
Дом.
Комната с кроватью.
На кровати умирает глава семьи.
Вокруг него многочисленные родственники.
У каждого в руке ложка с едой или лекарством для умирающего.

ГЛАВА СЕМЬИ. Ну, вот, уже... Почти и все. И, наверное, сейчас... стоит сказать. Вы меня… так… не хороните. Вы меня… сожгите, пожалуйста. А прах. Прах развейте над Фонтанкой. В Санкт-Петербурге. Это...

Пытается встать с кровати.
Но рассыпается в деревянную труху.

3.

Поезд «Какой-то город – Санкт-Петербург».
Вагон.
Плацкарт.
Нижние полки занимают два толстяка.
Они раскладываются, устраиваются, едят, выпивают.
За мгновение до отправления поезда налегке вбегает молодой мужчина.
Он заскакивает на верхнюю полку и отворачивается к стенке.

ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Слушай, а говорят Питер-то – говно!
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Говно-говно. Разберемся.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. О, чуешь! Питером напахнуло!
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Ты места у туалета выбрал.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Ну, какие оставались.
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Ну, знаешь, Питер не Питер, говно не говно…
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Говно-говно!
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Ну, и чего?
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Ну, и ничего… Смотри, малой налегке совсем.
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Ну, всяко бывает.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Малой, ты там норм?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Малой спит.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Да ничего он не спит.
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Ну, спит не спит…
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Малой, Питер-то ведь говно, да?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Отстань от человека.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Малой, очнись. Все свои. Айда к нам. Айда-айда.

Молодой мужчина нехотя слезает.

ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Бери пирог. Ешь.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Малой, а ты что без вещей, без всего?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. На, запивай.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Ну, ты в Ленинград, да?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Пусть человек поест. Бери яйцо.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Ты как вообще? С нами?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Вкусно?
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Ты когда последний раз ел?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Ну, не вкусно – не ел бы.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. А натощак и щавель – семга!
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Малой! Чай, кофе, пиво, водка, самогон, какао, растворитель?
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Так ты без вещей. Ничего в дорогу себе не взял?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Ясно дело, сбежал откуда-то.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. В Питер? Так там же… г…
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Или от кого-то.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Малой, у тебя деньги есть?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Малой, не отвечай. Опасные вопросы.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Ну, что-то же у него должно быть. С собой.
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Опасно. Малой, молчи. Опасный человек.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Ну, наверное, я понимаю. Поехал парень налегке. Парень молодой. Это у нас по двести сумок.
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. А тут дело молодое.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Ну, тебя ведь там кто-то ждет?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Дак поди ждут.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Куда он без всего? Без денег…
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Да он к подруге едет.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Малой, это правда?
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Да, я по глазам же, ну.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Ааа, малой, молодец! А мы по делам служебным.
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Или не по служебным.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Или не по служебным.

Выключается свет.

ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Все, малой. Айда к себе.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Да, малой, да. Давай. Завтра дорасскажешь. Спокойной ночи. Ты классный.

Молодой мужчина залезает обратно.

ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Чуваки, я тут подумал… А Питер-то все-таки – говно…

4.

Толстяки превращаются в больших белых крылатых котов с человеческими руками.

ПЕРВЫЙ КОТ. А она ему и говорит: пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста! Бросай все и приезжай ко мне. Ты не будешь счастлив работая нотариусом. Ты был рожден не для этого. Пожалуйста, приезжай.
ВТОРОЙ КОТ. А другая ему и говорит: я уже здесь. Я уже здесь! Улица Дровяная, дом №1. Приезжай. Здесь нотариусы нужны.
ПЕРВЫЙ КОТ. А первая ему и говорит: я так скучаю. Я схожу с ума от разлуки. Пожалуйста, приезжай и ничего не бойся. Город о тебе позаботится. Может, не сразу, но через год точно.
ВТОРОЙ КОТ. А вторая: приезжай-приезжай. И друзей зови. Накопи сорок тысяч рублей. Найди койку на первые дни. Потом ищи жилье. Как будешь смотреть комнаты – сразу говори, что тебе нужна временная регистрация.
ПЕРВЫЙ КОТ. Все решится само собой. Главное пойми, что здесь есть то, ради чего можно рискнуть и поменять все. Приезжай ко мне. А вернуться ты всегда успеешь…
ВТОРОЙ КОТ. Приезжай. Найдешь жилье. Найдешь работу. Потихоньку, помаленьку… Что ты там у себя забыл? Зачем держаться за место, которое без тебя не осиротеет?
ПЕРВЫЙ КОТ. Приезжай. Я буду ждать тебя ночью. На Варшавском мосту.
ВТОРОЙ КОТ. Приезжай. Дровяная, 1. Там разберемся.

5.

Варшавский мост.
Сидят два близнеца.
У них в руках длинные белые палки.
Близнецы машут палками.
Палки с шумом рассекают воздух.

ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Дверь открылась.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Дверь закрылась.
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Дверь открылась.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Дверь закрылась.
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Закрылась одна, закроется и другая.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Открылась одна, откроется и другая.
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Закрылась одна. Другая откроется.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Открылась одна. Другая закроется.

Появляется молодой мужчина.

ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. О, пришел.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Держи палку. Маши.
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Ждали его, ждали…
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Маши-маши!
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Сидели тут…
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Резче-резче. Маши.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Я тут… у меня встреча…
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Вот, встречаем.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Возьми еще одну палку.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Меня тут должна была ждать…
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Должна?
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Маши двумя. Нет, подожди, возьми третью палку.
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Тебя ждали десять лет. Никто тебе ничего не должен.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Я… это… я не мог…
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. А мы могли тебя тут ждать? А она могла? Как ты думаешь? Каждую-каждую ночь сидеть тебя тут ждать!
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Я…
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Ничего не говори. Возьми четвертую палку.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Значит… меня… она… уже не ждет?
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. А ты сам кого-нибудь когда-нибудь ждал… ну, скажем… десять лет? Чисто теоретически, например. Я не настаиваю, если что.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Никого он не ждал. Он палкой пять минут помахать не может.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Так… значит… я и сюда зря пришел…
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Конечно. Зря.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Возьмешь пятую палку?
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Все зря.
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Определенно.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Но могло быть и хуже.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Куда хуже?! Я бросил все. Приехал сюда. Сначала мне отменили бронь в хостеле. Потом в метро у меня украли телефон и кошелек со всеми деньгами. Потом я поехал по адресу к подруге. Оказалось, что она съехала много лет назад. Я пришел сюда. Наудачу.
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Тебя не ждут здесь.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. А могли бы не ждать в принципе.
ПЕРВЫЙ БЛИЗНЕЦ. Не ждать вообще.
ВТОРОЙ БЛИЗНЕЦ. Приходи завтра ночью на Египетский мост.

Близнецы прыгают с моста.
Молодой мужчина ловит одного из них.
Внезапно оказывается, что он держит в руках пожилого мужчину.

6.

ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Ты что делаешь?
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Ловлю… тебя… кто ты?
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Это ты кто?
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Блин… ну… я не… тебя… ловлю… я не знаю…
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Меня ловить не надо.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Да я…
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Слушай, парень, у тебя все дома?
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Нет… дома нет… не знаю…
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Бичик?
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Да… пошел… я…
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Ну, стой. Стой. Я твой порыв ценю. Ты можешь не знать – ничего страшного – здесь все знают, что я по ночам прыгаю с моста и купаюсь в канале.  Меня, если посчитать, лет десять, поди, никто уже не спасал. А меня спасали? Спасали! Били? Били. Заявления писали во все конторы. В дурке. Лечили. Потом как-то успокоились. Но тут так кроме меня больше никому нельзя. А меня зверь бережет.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Кто бережет?
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Зверь Обводного канала. Огромный. Трехголовый. Говорит по-фински.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Ты его видел?
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Он просто есть. Его не надо видеть. Дома, канал, мосты, люди – это все он и есть.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Господи, ну, что ты несешь?
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Если не сладишь с ним, то он тебе жизни не даст.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Как ?
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА. Ну, как… Сделаешь с собой что-нибудь. Большинство вешается, если что.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Ладно, все, пока.
ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА.  Куда ты пойдешь? Бичик же… Подожди. Ты меня «спас», а я тебе помогу. Пошли. У меня тут комната на Фонтанке пустая стоит. Правда, пустая. Без всего. Совсем без всего. Поживешь сколько надо.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Не-не-не… не надо… спасибо…

7.

Комната на Фонтанке.
Входит молодой мужчина.
Не успевает закрыть за собой дверь.

ПЕРВАЯ СОСЕДКА. Стойте-стойте! Подождите. Значит, вы сейчас здесь живете? Я ничего не знаю, но за вашей комнатой долг за свет. Или вы мне сейчас даете три тысячи, или я вызываю полицию.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. У меня нет денег. Какой долг? Я на одну ночь.
ПЕРВАЯ СОСЕДКА. Кто тебя пустил? Полиция! Увижу еще раз здесь… и хозяину передай…

Ее уводит сосед.

ПЕРВЫЙ СОСЕД. Вы не беспокойтесь. Все нормально.  Приятно познакомиться. Это старшая по квартире. Не знаю, чего ей не спится. Слушайте, не в службу, а в дружбу – помогите мне виски подравнять. Сейчас я бритву принесу.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Что?

Сосед уходит и возвращается с электробритвой.

ПЕРВЫЙ СОСЕД. Вот, держи.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Да я не умею.
ПЕРВЫЙ СОСЕД. Вот по вискам по росту волос води. Вот здесь. Вот здесь.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Я таким не занимался…
ПЕРВЫЙ СОСЕД. Да там не испортишь. Ну, если что, налысо будешь меня брить.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Ну, я тогда за результат не отвечаю.

Забегает другая соседка.
Запирает за собой дверь.
Прячется за молодого мужчину.

ВТОРАЯ СОСЕДКА. Меня здесь нет.
ГОЛОС ВТОРОГО СОСЕДА (кричит). Где она? Найду – убью. У кого найду – того тоже убью.
ПЕРВЫЙ СОСЕД. Да ты брей-брей.
ВТОРАЯ СОСЕДКА (кричит). Ну, что, нашел? Ищи-ищи

Стук в дверь.

ГОЛОС ВТОРОГО СОСЕДА (кричит). Открывай. У меня топор.
ВТОРАЯ СОСЕДКА (кричит). Откуда у тебя топор?

Второй сосед начинает выламывать дверь топором.
Вторая соседка с криком бежит к окну.
Открывает его и выпрыгивает.
Второй сосед взламывает топором в дверь.
Врывается в комнату и выпрыгивает в окно вслед за ней.
Появляется третий сосед.

ТРЕТИЙ СОСЕД. Сосед, я у тебя стиральную машинку можно здесь поставлю? Выкинуть жалко, а хранить негде.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Эээ…

Третий сосед затаскивает стиральную машину.
Обратно в комнату через окно залезает второй сосед и убегает из комнаты через дверь.
За ним появляется через окно и также исчезает в двери вторая соседка.
У нее в руках топор.

ПЕРВЫЙ СОСЕД. Ты брей-брей.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Вроде… вроде все…
ПЕРВЫЙ СОСЕД. О, спасибо! Вроде ничего так. Погоди…

Сосед уходит и возвращается с одеялом, подушкой и постельным бельем.

ПЕРВЫЙ СОСЕД. Держи. Чем богаты, тем и рады.

Уходит.
Молодой мужчина кое-как устраивается спать.

8.

Какой-то город.
На берегу речки юноша.
Из воды появляется маленький корабль.
На его носу деревянная скульптура - девушка с сундуком.

ДЕВУШКА. Вот ты где!
ЮНОША. Привет! Здравствуй! Как ты… где ты… что ты… с кем ты…
ДЕВУШКА. Ты так вырос! Когда мы первый раз встретились, ты был совсем малышом.
ЮНОША. А ты… совсем не меняешься. Почему мы так редко видимся?
ДЕВУШКА. Мы вообще не должны были с тобой встретиться в этой жизни.

Гладит его по голове.

ДЕВУШКА. Ты будто притянул меня как-то. Приманил. Вышел на меня. Ты, наверное, сам не замечаешь, как ты умеешь притягивать к себе людей… и не только людей. Представь, если бы ты делал это осознанно… но, боюсь, в этом городе ты не сможешь в себе это раскрутить.
ЮНОША. Почему?
ДЕВУШКА. Города, места – все это разное. Что-то можно в одном месте, но нельзя в другом. Только глупец будет думать, что везде все одинаково. Если так, то не было бы столько стран и городов. И найти для себя место для жизни – это целое искусство. Мало кому везет родиться в месте, что для него предназначено.
ЮНОША. Я… я… кажется, тебя люблю.
ДЕВУШКА. Тогда не я должна приходить к тебе, а ты ко мне.
ЮНОША. А ты меня не любишь?
ДЕВУШКА. Я к тебе прихожу.
ЮНОША. А как мне… к тебе…
ДЕВУШКА. Тебе надо построить корабль. Без корабля ты не сможешь до меня добраться.
ЮНОША. Корабль? Как его построить? Из чего?
ДЕВУШКА. Корабль можно построить из чего угодно. Главное – знать от чего и к чему тебе предстоит плыть. Ты можешь сделать корабль из всего.
ЮНОША. Из дерева? Из сосны?
ДЕВУШКА. Из дерева, из сосны, из ракушек, из своих ладошек, из голубей, из воды, из листьев, из снов и камней.
ЮНОША. Я ничего не понимаю.
ДЕВУШКА. А самые лучшие корабли делаются из самого дорогого: из привычек, из повседневности, из родных и близких. Делаются из места, где ты родился, из языка, на котором ты говоришь и думаешь, из серьезных планов на жизнь.

Шаги.

ДЕВУШКА. Кто-то идет. Ах! Еще увидимся и поговорим.

Уплывает.

9.

Появляется вторая девушка.

ВТОРАЯ ДЕВУШКА. Вот ты где! Сбежал от нас.
ЮНОША. Я… не…
ВТОРАЯ ДЕВУШКА. Все, школа закончилась. Сейчас все разъедутся, и больше никогда не увидимся.
ЮНОША. Я не разъедусь. Я остаюсь.
ВТОРАЯ ДЕВУШКА. Остаешься? Вот дурак!
ЮНОША. Буду здесь учиться.
ВТОРАЯ ДЕВУШКА. На кого?
ЮНОША. На нотариуса.
ВТОРАЯ ДЕВУШКА. Поехали в Питер со мной. Там тоже на нотариуса учат.
ЮНОША. У меня тут дом, семья… собаки.
ВТОРАЯ ДЕВУШКА. Так выучишься и вернешься…
ЮНОША. Ты не понимаешь.
ВТОРАЯ ДЕВУШКА. Нет, не понимаю. Ах, какая вода! Какое солнце!

Целует его.
Убегает.

ВТОРАЯ ДЕВУШКА. Еще поговорим! Я тебя люблю!

10.

Санкт-Петербург.
Комната на Фонтанке.
Молодой мужчина ворочается, чешется и просыпается.

МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Да это что?… комары… что ли…

Включает свет.
Его лежанка кишит клопами.

МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Ооо… какого? Не, ну это…

Спешно собирается.
Уходит.

11.

Египетский мост.
Скульптура сфинкса.
Появляется молодой мужчина.

МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Вот он я. Я пришел. Я тут. Я здесь.
ГОЛОС. Тебе же сказали завтра приходить.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Кто это?
ГОЛОС. Как кто? Сфинкс. Ты дурак?
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Слушай… ну, не знаю, наверное… уже да… Ну, значит, дурак.

Из-за каменного сфинкса появляется небольшой живой сфинкс.

СФИНКС. Тебе, дурак, сказали завтра быть.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Я… я не знаю… куда мне, что мне… я, я… вот честно! Столько всего! Даже не представляю…

Появляется второй сфинкс.
Меньше первого.

ВТОРОЙ СФИНКС. Ну, завтра приходи.

Появляется третий сфинкс.
Меньше второго.

ТРЕТИЙ СФИНКС. Ничего страшного.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. А она будет?

Появляется четвертый сфинкс.
Меньше третьего.

ЧЕТВЕРТЫЙ СФИНКС. Будет.

Появляется пятый сфинкс.
Меньше четвертого.

ПЯТЫЙ СФИНКС. Но завтра.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. А можно с ней? Сегодня…

Появляется шестой сфинкс.
Меньше пятого.

ШЕСТОЙ СФИНКС. Ждать не хочешь? А она десять лет тебя ждала. А почему ты именно сейчас приехал? Что изменилось? Нормально же жил! Ты даже имени ее не знаешь? Что ты о ней знаешь?
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Да ничего я о ней не знаю! Я ничего о себе не знаю. Я вообще уже ничего не знаю и не понимаю. Она заглядывала в мою жизнь наездами. Она говорила, что во мне есть что-то. Какая-то сила. Какой-то потенциал. Что я больше, чем я есть… И что… там – это там… а вот тут… И вот будто во мне все кончилось… я…
ПЕРВЫЙ СФИНКС. Я! Я! Я!
ВТОРОЙ СФИНКС. Много я.
ТРЕТИЙ СФИНКС. А толку мало.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Я хочу с ней встретиться сегодня.
ЧЕТВЕРТЫЙ СФИНКС. Ну, тогда беги.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Куда?
ПЯТЫЙ СФИНКС. В Некрасовский…
ШЕСТОЙ СФИНКС. Сад.

Молодой мужчина убегает.
Появляется девушка.
Наливает в большую миску молоко.
Сфинксы пьют.

12.

Некрасовский сад.
Одиноко стоящая липа.
На одной из веток сидит большая белая жаба.
У нее на голове яйцо
Она пытается им балансировать.
Но не получается.
Яйцо падает.
Жаба достает откуда-то новое.
И все начинается заново.
Прибегает очень сильно запыхавшийся молодой мужчина.
Переводит дыхание.
Трудно говорить.

ГОЛОС ДЕВУШКИ В ЛИСТВЕ. Ты все-таки приехал! Я так долго тебя ждала! Как тебе город? Как тебе мои друзья? Я так хотела, чтобы ты с ними познакомился. Ты построил свой корабль?

Молодому мужчине все еще сложно говорить.

ГОЛОС ДЕВУШКИ В ЛИСТВЕ. Откуда ты узнал, что сегодня у меня последний день на земле? Сегодня до рассвета мы уходим в дальнее плавание.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Я… я… люблю тебя.
ГОЛОС ДЕВУШКИ В ЛИСТВЕ. Поплыли с нами.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Куда? Надолго?
ГОЛОС ДЕВУШКИ В ЛИСТВЕ. Неважно куда… но надолго, на долгие десятилетия.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Я… я…
ГОЛОС ДЕВУШКИ В ЛИСТВЕ. Мы наконец-то будем вместе!
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Кто ты?
ГОЛОС ДЕВУШКИ В ЛИСТВЕ. Я не из этого мира. Но и не из того.
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Как тебя зовут?
ГОЛОС ДЕВУШКИ В ЛИСТВЕ. Если ты еще не пожалел, что приехал и хочешь быть и плыть со мной… приходи сегодня за пару часов до восхода солнца туда, где начинается Фонтанка. Вместе с белым шествием мы отправимся далеко-далеко за все океаны. Возьми эти очки с белыми стеклами. Только в таких очках можно увидеть шествие. Приходи. Я тебя тоже люблю.

Голос умолкает.

13.

Начало Фонтанки.
Появляется молодой мужчина.
Достает очки, чтобы надеть.
Появляются пьяные толстяки.

ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. О, малой! Какие люди!
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Что ты тут стоишь?
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. Со всей ответственностью заявляю: Питер – говно!
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Нас из-за него из бара выгнали.
ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК. И ты, малой, говно. И я, малой, говно.

Первый толстяк достает откуда-то два рожка с мороженым.
Размазывает себе по глазам.

ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Эээ… что творим?

Первый толстяк размазывает второму мороженое по глазам, как и себе.
Их глаза становятся белыми.

ПЕРВЫЙ ТОЛСТЯК (показывая куда-то). Эээ…
ВТОРОЙ ТОЛСТЯК. Что началось?

Молодой мужчина надевает очки.

14.

Белое шествие.
Вдоль Фонтанки от Невы до большой воды.

Белое шествие появляется из реки и идет вдоль воды.

В шествии принимают участие:
1. Белокожие обнаженные мужчины, запертые в стволах белых деревьев.
2. Фигуры в объемных белых костюмах. С рыбьими хвостами и перепонками между пальцами рук и ног. У них бледные-бледные лица и пышные черно-золотые воротники.
3. Девушки в длинных белых юбках с очень длинными шлейфами. У каждой обнажена грудь. В руках каждой трезубец. Все лысы. Во время ходьбы у них из-под юбок высыпаются золотые блестки, золотые листья, золотые лепестки, золотая чешуя.
4. Горбуны в белых балахонах. Они смотрят себе под ноги. Из их спин бьют фонтаны. Руки каждого подняты вверх. В их руках зажаты массивные связки монет, которыми они беспрестанно гремят-звенят.
5. Белоснежные гипсовые дети с руками-клешнями и прическами выложенными ракушками.
6. Маленькие человечки в белых мундирчиках, белых перчаточках, с лицами морских котиков. Эти человечки ходят небольшими группами вокруг больших белых женщин. На каждой из женщин надета белая туника. Волосы женщин светло-зеленого цвета, до земли и очень мокрые. Одни маленькие человечки поливают волосы женщин речной водой из маленьких ковшичков. Другие маленькие человечки отрезают маленькие пучки мокрых волос женщин и кропят водой все вокруг.
7. Белоснежно-белые трехметровые ящерицы с человеческими головами. На их спинах ковры из живых подснежников. Лица ящериц застыли в широких-широких улыбках. На спинах ящериц сидят черноволосые девочки в белых кружевных платьях. Каждая девочка держит над головой по большой плоской фарфоровой тарелке. На каждой ящерице сидит от 3 до 6 девочек.
8. Мужчины и женщины с длинными белыми волосами. В белых обтягивающих нарядах. У всех одинаковые вертикальные прически. На щеках черные точки. Каждый держит в зубах золотое кольцо большого диаметра. С их пальцев свисают золотые ленты, которые то разворачиваются, то сворачиваются. На их костюмах на уровне груди и на уровне паха вышиты большие открытые морские раковины, внутри которых вместо жемчужин находятся большие солнца с женскими лицами. Все мужчины и женщины идут кое-как волоча ноги, потому что они все по колено запутаны в гигантской рыболовной сети.
9. Вытянутые создания-альбиносы. С длинными носами и длинными пальцами. У каждого картонные крылья за спиной. У каждого на груди висит ребенок, который дергает за веревочку, которая приводит в движение картонные крылья.
10. Тускло-серебряные обнаженные женственные юноши. У каждого на плечах сидит белоснежно-белая пушистая обезьянка с лицом получеловека-полукошки и обнимает его голову. У каждого юноши в руках живая рыба, состоящая из колокольчиков, цветов каштана, сахарных ромбиков и эвкалиптовых щепочек, которую он беспрестанно подбрасывает и ловит.
11. Пожилые женщины с огромными инопланетными головами в одеяниях из лебединых крыльев, с помощью которых можно парить над землей. Рядом с каждой женщиной в воздухе парит по четыре маленьких луны. Каждая размером с фитбол. Одна луна парит над пожилой женщиной. Рельеф этой луны представляет собой множество лиц, которые не переставая дуют во все стороны. Вторая луна парит под пожилой женщиной. Рельеф этой луны представляет собой множество лиц, которые не переставая зевают. Третья луна парит слева от пожилой женщиной. Рельеф этой луны представляет собой множество лиц, которые не переставая хмурятся. Четвертая луна парит справа от пожилой женщиной. Рельеф этой луны представляет собой множество лиц, которые не переставая высовывают языки.
12. Чернокожие девочки в белых свадебных нарядах. Они держат руки лодочками над головой. В лодочках молоко. Из молока растут маленькие деревья.
13. Мужчины в головных уборах из гладиолусов и гербер. На каждом надето бесчисленное количество золотых и белых длинных до пят рубах, от которых они безостановочно избавляются, разрывая их с хрустом на груди.
14. Люди с головами дельфинов, в тельняшках, коротких белых юбках, с факелами в руках. У каждого к макушке прикреплен красивый белый чайничек.
15. Белые цилиндры с девушками внутри. Из каждого цилиндра сверху высовывается голова и обнаженные плечи девушки. Снизу видно ступни. На плечах у каждой девушки лежит огромная креветка с бородой. У каждой девушки очень длинные ногти на пальцах ног. У каждой девушки вместо сережек - живые медузы, которые в воздухе себя чувствуют и ведут также как в воде.
16. Светло-фиолетовые долговязые фигуры, у которых из спин торчат и шевелятся во все стороны тысячи белых длинных щупалец. На их лицах, задранных строго вверх, широко открыты рты, из которых бьют сильные столбы белого-белого света.
17. Гигантские белые стрекозы с ластами на конечностях. Летят. А на их спинах белые мешочки, из которых торчат головы старушек в белых чепчиках. Из их полуоткрытых ртов медленно стекает молоко с черными блестками.
18. Маленькие белые паровозики. По пять вагончиков в каждом. Едут без рельс по меандрическим траекториям. На крышах вагончиков сидят дети в костюмах белых медведей и машут ловцами снов, украшенных рыбьей чешуей и морским песком.
19. Белоснежные трехрукие мимы, держащие во рту ложку. На ложке - друза из горячих свечей (одно основание, но несколько фитилей). К ногам каждого мима привязаны авоськи с бутылками. Они волочатся.
20. Люди с кожей белого кита. Вместо головы куб, каждая грань которого - это речная гладь в дождливый день. У каждого человека есть еще одна голова в районе паха. Эта голова матово-белого цвета. Макушка лысая, а все лицо заросшее красивыми белыми кудрявыми волосами. В одной руке каждого человека светящаяся веточка мирта. Другой рукой человек достает изо рта головы на паху тускло светящиеся белые комочки и бросает их на землю. При падении из комочков в небо выпархивают белые голуби.
21. Девушки без голов в пышнейших белых старинных нарядах несут на руках обнаженных девушек, от чьих тел идет обильный белый пар.
22. Белые львята катят по земле лапками как ковры пожилых высоких худых лысых мужчин, завернутых в белые бинты и густо обвешанных звонкими белыми бубенцами.
23. Растущие близ реки деревья вылезают из земли и оказываются лишь хвостами больших белых птиц с наполовину человеческими, наполовину птичьими лицами и рыбьими глазами.
24. И всюду-всюду бегают множество сиамских близнецов, увешанных кругляшками древесных спилов покрашенных в белый. От каждого их шага на земле образуются ямки, которые сами по себе заполняются жидкой белой карамелью.

В центре всего шествия идет великан-ветер. В длинной белой юбке. С закрытыми глазами. С несходящей с лица экстатической улыбкой. Он только и делает, что кружится и танцует. Он лыс и измучен. Его головной убор - это сложная многоуровневая орнаментированная конструкция, похожая и на торты, и на люстры, и на купола зданий, и на мандалы. Из пупка великана исходит веревочка. На другом конце этой веревочки находится неприятный, полный, пьяный, неряшливый, небритый мужичок в грязной одежде, который болтается в воздухе как воздушный шарик.

По воде плывет маленький корабль.
На его носу деревянная скульптура - девушка с сундуком.

Сначала шествие идет вдоль реки.
Затем подходит к заливу.
Затем спускается на воду.
И идет по воде на тусклое невидимое свечение вдали.
Шествие уходит туда.
Все одновременно растворяются и не растворяются в свечении.

Пьяные толстяки пошли по воде вслед за шествием.
Молодой мужчина сделал несколько шагов по поверхности воды.

МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Нет… я не могу… я не пойду… это не для меня…

Начинает тонуть.

15.

Санкт-Петербург.
Людное место.
Стоит мокрый молодой мужчина с плакатом: «Ограбили. Помогите на билет».
Мимо проходит семья: мать, отец и ребенок в коляске.

МАТЬ. Это ты? Ты?! Глазам не верю. Сколько лет… Что случилось? Ты подрабатываешь? (мужу) Это мой одноклассник! Мы в детский сад вместе ходили. У нас родители дружили. Что стряслось?
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. А я тебя искал… а это… это неудачный переезд… я… я назад… домой. Ты же не живешь больше на Дровяной…
МАТЬ. Ооо! Когда это было? Слушай, я вижу у тебя не очень дела. Давно ты тут?
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Вчера приехал. Столько всего было. Ограбили, чуть не утопили. Я… домой. Хватит мне.
МАТЬ. Ну, герой! За день Питер не покорил и домой? Тут всем приезжим первый год тяжко. Дальше – легче. Подожди.

Шепчется с мужем.

МАТЬ. У мужа мама на лето отдыхать уехала. Квартира стоит. Можешь пожить. Бесплатно. С работой попробуем помочь. Ты же нотариус? Потихоньку-помаленьку…
МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. Нет! Нет! Нет! Спасибо большое… нет. Ни в коем случае. Нет!

Убегает.

МАТЬ (вслед). Дай хоть на билет тебе дадим… (мужу). Знакомься, моя первая любовь.

16.

Санкт-Петербург.
Фонтанка.
Многочисленные родственники бросают деревянную труху - останки главы семьи - в воду.
Из воды появляется маленький корабль.
На его носу деревянная скульптура - девушка с сундуком.
Девушка собирает деревянную труху в сундук.
Корабль уплывает.

17.


Солнце всходит над заливом.